Warning: mysqli_num_fields() expects parameter 1 to be mysqli_result, bool given in /var/www/u0932814/data/www/samtime.online/wp-includes/class-wpdb.php on line 3868

САМАРСКОЕ ВРЕМЯ

Новости. События. Люди — Самарская область

Живая история: Тольяттинская библиотека получила в дар фолиант со Святой земли

Семен Надсон

В секторе редких фондов и истории тольяттинских библиотек пополнение — книга стихотворений русского поэта еврейского происхождения Семена Надсона. История ее появления в Автограде весьма интересна, как и сама жизнь ушедшего юным поэта…

Томик стихов позапрошлого века прислали из Израиля. Стихи ушедшего из жизни в 24 года поэта издали в Санкт-Петербурге в типографии М.А. Александрова в 1913 году. Переплет украшен тиснением с позолотой, обрез — «под мрамор». Книга содержит прекрасно сохранившийся портрет автора, его факсимиле и биографический очерк. На титульном листе — штамп «Книжный магазин П.И. Макушина» − это видный деятель народного просвещения, основатель первой в Томске публичной библиотеки и первого в Сибири книжного магазина.

Почему книга попала в библиотеку именно Тольятти, откровенно говоря, не очень понятно. На юге Израиля, в иудейской пустыне расположен городок Арад, жители которого, как выяснилось, неравнодушны к печатному слову. Сотрудники местного продуктового магазина установили небольшой стеллаж, куда все желающие могут приносить книги и так же свободно брать их для прочтения. То есть, организовали для покупателей эдакий буккроссинг.

Однажды они заметили на полке старую книгу и решили передать ее в нужные руки, связавшись, вероятно, с бывшими соотечественниками. Впрочем, в самарском министерстве культуры рассказали, что координаты «Библиотек Тольятти» израильтяне нашли на просторах интернета, но это не так уж и важно. Завязалась переписка, в итоге которой книга со стихами Надсона заняла достойное место в секторе редких фондов и истории центральной библиотеки Тольятти имени Василия Никитича Татищева.

Из сопроводительного письма к бандероли: «Книга передается Сектору редких фондов в качестве подарка и с благодарностью за то, что в нашем мире есть люди, которые хранят и берегут труды наших предков…».

Кстати, судьба поэта сама по себе очень интересна.

Семен Яковлевич Надсон родился в 1862 году в Санкт-Петербурге в семье надворного советника Якова Семеновича, женатого на вышедшей из знаменитого дворянского рода Мамонтовых Антонине Степановне. Вскоре семья переехала в Киев, а отец будущего поэта, неплохой, кстати, музыкант, ушел из жизни из-за проблем с психическим здоровьем. Мама поработала экономкой и учительницей, но потом решила вернуться в Питер — содержать трех детей было сложно.

Семейная история завернулась еще круче. Мамонтова заболела чахоткой, но вышла замуж за страховщика Николая Фомина и вместе с ним вернулась в Киев, где тот повесился, повредившись умом из-за очередной сцены в несчастливом браке, а вдова, оставшись без средств к существованию, снова отправилась в Санкт-Петербург, где Семена отдали в военную гимназию. Мать ушла из жизни в возрасте 31 года, а Семена взял на попечение ее брат, Илья Мамонтов.

В гимназии Семен Надсон начал писать, что, по его же словам, привело к ужасающей успеваемости в старших классах, когда он вместо уроков сидел за стихами, а ведь поначалу он считался вторым учеником.

Первая любовь Надсона внезапно умерла, когда ему было пятнадцать лет, и это серьезно сказалось на жизни и творчестве поэта. Наталье Дешевовой он посвятил несколько произведений и сохранил память о ней до конца жизни. Через год после смерти девочки он отнес стихотворение «На заре» в журнал зоолога, писателя и спирита Николая Вагнера «Свет», и оно было опубликовано.

После окончания гимназии по протекции дяди Надсон поступил в Павловское военное училище, где у него после простуды на учениях диагностировали начало чахотки. Да и сам отрок тяготился воинской службой, тем более, что Алексей Плещеев пригласил его в лучший журнал того времени «Отечественные записки», а сам юный поэт видел себя если не в гражданском университете, то по крайне мере в консерватории, куда мог, по собственному мнению, легко поступить. После дебюта у Плещеева «Тремя стихотворениями» Надсона начали наперебой печатать и другие журналы.

Тем не менее, училище он окончил и поступил на службу в Кронштадт, где, по воспоминаниям современников, вел богемную жизнь, перемежая споры с различными начинающими или непризнанными талантами на съемной квартире игрой на гитаре и скрипке.

Летом 1883 года Надсон слег. Туберкулез начал брать свое. Через год отправился лечиться в Висбаден, а затем в Ниццу на деньги Литературного фонда, который выделил ему 500 рублей. Деньги, кстати, поэт потом вернул, потому что продолжил печататься и гонорары позволяли ему не зависеть от благотворительности.

В марте 1885 года вышел единственный прижизненный сборник стихов Семена Надсона, который, впрочем, ему не особенно нравился — редакторы включили в него массу произведений, слабых, по мнению автора, но выбросили любимого им «Герострата». Тем не менее, книга, посвященная Н.М.Д. (Наталье Дешевовой) чуть позже получила Пушкинскую премию Академии наук, а до конца существования Российской империи переиздавалась 29 раз (пять прижизненных переизданий).

Оглушительный успех для того времени. Только последний тираж составил 10000 экземпляров.

Летом поэт переехал в Берн, где ему стало хуже. В итоге, судьба снова привела в Киев, где его принял на работу публицист Михаил Кулишер, но жить там Надсон не остался, а по совету врачей уехал в Ялту, которую выбрал вместо Гриса в Южном Тироле — современный Больцано.

В начале 1887 года двадцатичетырехлетний поэт умер. Похоронен неподалеку от могил Добролюбова и Белинского на Волковом кладбище Санкт-Петербурга, куда его тело привезли из Ялты через Одессу — гроб везде несли на руках толпы молодежи.

По мнению критиков, серьезное влияние на творчество Семена Надсона оказали Михаил Лермонтов и Николай Некрасов, которых он очень ценил. Во множестве его стихов сквозит полное доверие к читателю через интонацию дружеского или приятельского обращения к собеседнику.

Имя Надсона можно найти в произведениях Владимира Маяковского и Игоря Северянина. Правда, в негативном ключе — они считали его нытиком, а себя более заслуживающими признания, хоть и писали, что Надсон «центрит четверть века», а молодежь переписывает его стихи себе в альбомы. Около сотни стихотворений поэта положено на музыку. В том числе, Сергеем Рахманиновым и Антоном Рубинштейном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *