Гора — один из хорошо известных универсальных и разнообразных мифологических символов.
Это обусловлено такими параметрами, как высота, крутость склонов, масса и форма, которые часто графически выражаются треугольником. Гора воспринималась как модель Вселенной, в которой отражены все элементы космического устройства. Вершина соответствует небесной сфере, в то время как подножие горы указывает на близость к пропасти. Считалось, что у подножия горы есть вход в пещеру. Средняя часть иногда отождествлялась с центром Вселенной. Древние люди верили, что космическая гора находится в центре Вселенной, где проходит Ось Мира.
Высота и близость к небу — главные символические признаки гор. Вершины возвышаются над мирской повседневностью, и поэтому восхождение на гору имело символическое значение духовного подъёма, особенно когда считалось, что это Место обитания богов. Многие святые горы стали олицетворением божественной силы. Космическая гора олицетворяется «Меру» в индуистской мифологии, «Олимп» в греческой, «Куньлунь» в китайской, а «Химинбьерг» в скандинавской и т.д. Божество Энлиль в месопотамском эпосе, которое отделяет небо от земли своим собственным телом во время космогонического акта, называется Кур-Гал, что означает «Великая гора». Благодаря такому отношению к горам, это лучшее место для культового служения. Вот почему подавляющее большинство часовен построено на возвышенности. С этим обстоятельством связано много мифологических сюжетов (наводнение, призывание дождя, обретение драконьей силы). В некоторых традициях гора имеет тот же сакральный статус, что и алтарь в храме.
С точки зрения мифологической символики интересным примером служат Кавказские горы, которые выполняют амбивалентную функцию в легендах местных жителей. С одной стороны, это места обитания Богов, с другой стороны, это места наказания преступников. Вторая функция также нашла отражение в греческой мифологии.
Поскольку вершина находится ближе всего к небу, посвящение традиционного героя в первую очередь происходит на вершине. Биография многих эпических героев кавказского фольклора также начинается с посвящения на вершине. Согласно повествованиям, инициация состоит из трёх этапов:
- предварительного, или ритуала разделения;
- лиминарной, или пороговой ситуации, когда индивид находится на пороге;
- и, наконец, постлиминарной, то есть ритуала присвоения сакральных возможностей.
Во время этого ритуала индивид, наконец, занимает своё место в новом статусе. Это может быть возрастное, социальное или метафизическое изменение. Большинство традиционных героев приобретают значительный статус и власть после посвящения. Например, после достижения вершины и общения с богами, человек превращается в социально ответственную и культурно развитую личность. Напротив, если герой (персонаж) отказывается от ответственности, совершает преступление, он должен быть наказан, и что интересно, таким местом в кавказской мифологии было то же самое сакральное место – Кавказские горы, которые представляли собой порог между сферами. Преступник, прикованный к этому порогу, остаётся в неопределённом, бессрочном, возможно, сонном состоянии. Это форма наказания, которая фигурирует в мифологической модели, отражающей борьбу противников.
Согласно этой модели, доброе божество побеждает представителя зла и помещает его в замкнутое пространство (заковывает в цепи, окружает саркофагом, запирает под землёй). Таким образом, разрушительная сила злого существа ограничена. Главным образом, идёт борьба между старым и новым поколениями богов за то, кто будет править во Вселенной. Смена религиозных верований всегда вызывает противостояние между старыми и новыми божествами. При введении новой религии старые боги попадают в негативный рейтинг. Они противостоят молодым богам, которые являются представителями новой вселенной – нового космоса, и поскольку старые боги хотят уничтожить их, это означает, что они намерены уничтожить космос. Соответственно, они олицетворяют зло, и если их не наказать, то воцарится хаос.
Образы, созданные на основе вышеприведённой модели, образуют разнообразную мозаику в кавказской мифологии. Это очень древний пласт кавказского эпоса, поэтому большинство историй о закованных в цепи фрагментарны. Изучение фольклорного материала подтверждает, что закованные в цепи кавказцы были голиафами старого поколения, наказанными за противостояние богам нового поколения. Почти у всех племён, расселённых на Кавказе, есть легенда о закованном в цепи персонаже. Общей и первичной характеристикой этих героев является противостояние с богом. Второй — одна и та же форма наказания, то есть приковывание цепями к какой-нибудь скале. Истории, связанные с этими героями, дошли до современности в различных итерациях. Легенды о грузинском Амиране и абхазском Абрскиле широко распространены и имеют несколько версий.
Одна черкесская легенда рассказывает о Несрен-Жаче, который оскорбил бога как словесно, так и физически. Из-за этого он был прикован к горе. Рядом с ним стоит собака, которая грызёт цепь, но невидимые кузнецы укрепляют её. Несрен сильно расшатывает столб, к которому прикреплена цепь, но птица взлетает, Несрен бьёт птицу камнем, как только она садится, и столб снова глубоко втыкается в землю. Эта история в точности совпадает с одним из эпизодов, рассказанных в грузинской легенде об Амиране. В адыгской легенде старик закован в цепи за свои грехи, но не упоминается, какой грех он совершил. Герой кабардинской легенды – одноглазый старик, пожелавший узнать тайну бога, также безымянен. Он взобрался на высокую гору, но Великий Бог не простил ему дерзости и приковал цепями к вершине Эльбруса. Согласно чеченским и ингушским верованиям, мать бурь – Дардза-Нянилг живёт на горе Казбеги (Казбек). Она не может выйти за пределы круга на горном плато, то есть прикована к одному месту, за то, что разгневала бога и была наказана таким способом.
Как упоминалось выше, большинство легенд на Северном Кавказе очень короткие, часто фрагментарные, без динамики повествования. Подобными статичными образами являются Рокапи (в грузинском фольклоре) и Тартар (в греческом). Они оба прикованы к скалам, но никаких сюжетов, связанных с ними, больше особо не встречается.
Все упомянутые герои прикованы цепями к какой-либо кавказской горе. Эти места отмечены сакральным знаком. Кабардинский циклоп приходит сюда, чтобы узнать божественную тайну. Символический образ горы и пещеры отражён и в других легендах. Следует предположить, что эти горы в древнюю эпоху выполняли функцию кавказского Олимпа. Дело в том, что Кавказские горы являются местами наказания тех, кто восстаёт против бога. Однородность легенд предполагает, что когда-то существовала кавказская модель титаномахии, рудименты которой сохранились в фольклоре.
Мифологические герои, наказанные за борьбу с богом и прикованные к одному месту, часто встречаются в мифологиях народов мира, но знаменитый греческий Прометей наиболее близок к закованным в цепи героям Кавказа. Прометей – преемник титанов, которые сражались с богами поколения Зевса — олимпийцами, но потерпели поражение. Он не участвовал в войне, но его противостояние Зевсу очевидно. Вот почему он был наказан и закован в цепи.
Помимо Прометея, в греческой мифологии есть противники богов, которые связаны с Кавказом. Согласно схолиасту Аполлонию Родиусу, чудовище Тифон, сражавшееся с Зевсом и изгнанное им, пришло на Кавказ. Зевс поймал его, когда он был на скале и поразил молнией. Тифон пролил некую божественную жидкость, из которой был создан дракон, защищающий Золотое руно. Согласно историку Клеанту (упомянутому Псевдо-Плутархом), беглец Кронос спрятался на Кавказе и был схвачен Зевсом. Раньше эти горы назывались ложем Борея ( ). В рассказе Псевдо-Плутарха «О реках и горах» говорится, что Прометей убил пастуха Каукасоса и рассказал Зевсу о тайнике Кроноса с помощью гаруспика. Зевс заточил Кроноса в аду и дал горе название Каукасос в честь пастуха. Ферекид Сиросский (живший в VI веке до н. э.) вообще утверждает, что битва олимпийцев и титанов состоялась на Кавказе.
Несмотря на то, что имя Прометея стало тесно связано с Кавказским хребтом, следует обратить внимание н одно обстоятельство. Известно, что Эсхил написал трилогию о Прометее. В первой части («Прикованный Прометей»), автор не указывает место заковывания титана. Он страдает на скале, в Скифии (достаточно широкое и неопределённое географическое понятие в то время). В следующем произведении «Освобождённый Прометей» уже упоминаются Кавказ и река Фазис. Это означает, что, когда Эсхил начал писать трилогию, место наказания Прометея не задумывалось автором, но когда греки услышали легенду о закованном Голиафе на Кавказе, они могли сопоставить его с Прометеем. В греческих письменных источниках Кавказ впервые упоминается Эсхилом, но, возможно, в греческом мире он появился раньше.
Варианты упомянутых греческих мифов обнаруживают сходство с местными легендами. Божества, восставшие против олимпийцев, ищут убежища на Кавказе и здесь подвергаются наказанию. Следует предположить, что такому пониманию кавказских мифов способствовали местные легенды, которые стали известны грекам от жителей этого региона. Существует достаточное количество письменных источников, свидетельствующих об этом. Стоит упомянуть, что в грузинском эпосе много сказаний о грузинской кухне, где тоже фигурируют горы и боги. Основной сюжет греческой «Битвы Титанов», должно быть, сформировался во время первых посещений греками этих мест. Олимпийцы увели побеждённых титанов на край суши и моря, «где не светит солнце и не дует ветер», «за железные ворота и медный порог» (Гомер, «Илиада»). Кавказ представлял собой такое место для первых греческих мореплавателей, которое, должно быть, было усилено впечатлением, полученным от кавказских хребтов. Они сопровождались устными легендами о закованных в цепи голиафах, которые были связаны в этой географической области, в то время как греки помещали богоборцев далеко от своего космоса, в пространство, граничащее с хаосом. Следовательно, место, описанное Гомером, находилось именно здесь. Позже участники похода Александра Македонского дали название «Кавказ» горному хребту, разделяющему реки Окс и Инд в Индии, поскольку они думали, что достигли края земли.
Такова была древняя мифологическая и поэтическая картина Кавказа для греков. Эти фрагменты сохранились в произведениях авторов более позднего периода. После того, как географическое видение греков расширилось, Кавказ, в частности, Айя-Колхида, стал для них процветающей страной, где отдыхают лучи Гелиоса и которой благоволят боги. Эта особенность оказалась настолько впечатляющей, что Кавказские горы были включены в греческую мифологическую вселенную именно с этой функцией.