Международный фестиваль искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH» пройдет в Самаре с 12 по 25 сентября.
Казалось бы, чем Дмитрий Шостакович с Ленинградом близок Самаре? 78 лет назад Седьмая симфония, известная как Ленинградская, зазвучала впервые именно в Самарском академическом театре оперы и балета.
Со всей присущей нам скромностью анонсируем мероприятие, столь близкое по названию нашему сайту:-)
Программа Фестиваля в конце материала
[su_youtube_advanced url=»https://www.youtube.com/watch?v=mIOZGXVMR8U»]
Связь Дмитрия Шостаковича с Самарой улавливается, будем честны, считанным количеством горожан. Да что там говорить, само имя композитора для многих остается лишь на школьных досках. Между тем его великую Симфонию №7 (Ленинградскую) знают во всем мире. А начиналось тогда все в Куйбышеве…
В октябре 1941 года композитора с семьей эвакуировали в город на Волге, в Куйбышев. За три месяца до этого он приступил к написанию Седьмой симфонии.
«Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда его можно будет назвать Седьмой симфонией», — говорил композитор 16 сентября, 1941 года выступая по ленинградскому радио.
Однажды композитор позвал коллег, чтобы представить наброски третьей части будущей симфонии. В тот момент, когда Шостакович играл, началась бомбежка. Отправив жену с детьми в бомбоубежище, снова сел к роялю и продолжал играть под грохот зениток, завывание сирен и рев самолетов.
Надо сказать, что Шостакович очень рвался на фронт с первого дня. Трижды подавал заявления о вступлении в ряды добровольцев Красной Армии, но оба раза получал отказ. Тем ни менее, при поддержке друзей попал в отряд по строительству оборонных сооружений Ленинграда, а позднее – в команду противопожарной обороны.
В июле 1941 года Шостакович встретился с другим известным ленинградцем, Михаилом Зощенко, о чем тот напишет позже: «Удивительно смотреть на композитора. Первое впечатление — слабости и беспомощности — чрезвычайно обманчиво. За тонкими чертами лица — мужество, сила и большая, непреклонная воля».
В Куйбышев Шостакович перебрался с женой и двумя детьми без вещей – почти все было украдено на вокзале в Москве, включая чемодан с партитурой той самой симфонии. Поселили семью на Самарской площади, в классах школы №81, вместе с эвакуированными артистами Большого театра. Кстати, партитура отыскалась – чемоданчик композитору вернули.
Позже семье Шостаковича выделили небольшую жилплощадь (комната) на улице Фрунзе в доме №140, а потом и двухкомнатную квартиру в 146-м. Жилье на Вилоновской 2А (дом на набережной с резервными квартирами) Шостакович получил через неделю после премьеры Симфонии №7.
К слову, Дмитрий Дмитриевич любил футбол, в частности, команду своего родного Ленинграда — «Зенит». Родные вспоминают, что он вел специальную записную книжку, куда записывал все результаты матчей и свои впечатления. Уже после смерти композитора музыковеды заметили на полях нотных листов Шостаковича таблички с итогами игр в матчах чемпионата СССР. Композитор даже хотел написать музыку для начала футбольных матчей, но его опередил друг и коллега Матвей Блантер.
22 июня 1941 года по календарю встречались ленинградский «Зенит» и харьковский «Спартак». Но по понятным причинам, матч не состоялся…
В майских дневниковых записях композитора времен его САМАРСКОГО ВРЕМЕНИ нашлась запись: «Живём мы сносно. Здесь жарко. Играют местные футбольные команды». 3 мая 1942 года как раз состоялся первый матч команды «Крылья Советов» на стадионе «Локомотив». Команду «летчиков» тогда сформировали из работников авиационных заводов, эвакуированных в Поволжье.
Тем временем, работа над симфонией продолжалась. Сохранилось фото, сделанное в момент репетиции в Куйбышевском оперном театре.
Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышевском оперном театре (нынешний Самарский академический театр оперы и балета). Исполняли ее музыканты Большого театра СССР под управлением главного дирижера театра Самуила Самосуда.
История знакомства Шостаковича с Самосудом весьма примечательна. Партитуру композитор обыгрывал со Львом Обориным (на фото выше) в куйбышевской квартире на арендованном пианино. Самосуд, который жил по соседству, услышал музыку, и она его потрясла. Дирижер побежал к композитору. Встреча началась с восторгов и объятий. Тут же решили немедленно начать оркестровые репетиции. Проблема – нет нотной бумаги. Решили – получили спецрейсом из Москвы. Музыканты оркестра самостоятельно переписывали партии.
Симфония №7 зазвучала по СССР. 29 марта ее сыграли в Москве. Примечательно, что в момент исполнения произведения, объявили воздушную тревогу, но ни один человек не поднялся с кресла, со ступенек, с проходов – ни один не спустился в бомбоубежище.
Впечатления поэтессы Ольги Берггольц о первом исполнении Седьмой Симфонии: «Народ, пришедший слушать «Ленинградскую симфонию», встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. А я глядела на него, маленького, хрупкого, в больших очках, и думала: «Этот человек сильнее Гитлера».
Еще более драматичной была премьера в Ленинграде. В мае 1942 партитуру доставили в блокадный город. Симфонию исполнять должен был Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Ильич Элиасберга.
Незадолго до этого Элиасберг оказался в стационаре. Из оркестра 27 человек погибли в блокадном городе, от морозов и голода. Для исполнения симфонии требовалось около ста музыкантов, что казалось невозможным. Искали их по всему фронту, временно освобождая от военных обязанностей.
И премьера состоялась! 9 августа 1942 года – символичная дата, ибо именно на этот день в планах немецкого командования было намечено взятие Ленинграда.
Самарское время в жизни композитора окончилось вместе с первой военной зимой.
С 12 по 25 сентября в Самаре пройдет Международный фестиваль искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH».
Под аббревиатурой DSCH скрывается музыкальная подпись Дмитрия Шостаковича (первые буквы немецкого написания имя и фамилии композитора). В нотах они звучат как Ре — Ми бемоль — До — Си.
В программе Фестиваля заявлены выступления звезд театра, музыки и кино. А подробнее о звездах в наших будущих материалах. А рассказать, поверьте, есть что. К примеру, про 3,6 млн. рублей за скрипача, наверное, оооочень известного.
Программа фестиваля:
12 сентября, 17:00, Площадь Куйбышева
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Классика на Волге: звезды музыки, театра и кино
Ильдар АБДРАЗАКОВ (вокал)
Сергей БЕЗРУКОВ (художественное слово)
Екатерина МЕЧЕТИНА (фортепиано)
Владислав ЛАВРИК (труба)
Екатерина МОЧАЛОВА (домра)
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САМАРСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, дирижер – Михаил ЩЕРБАКОВ
16 сентября, 19:00, Театр Оперы и балета
Дважды лауреат премии «Грэмми» Максим ВЕНГЕРОВ(скрипка)
Полина ОСЕТИНСКАЯ (фортепиано)
16 сентября, 18:30, Филармония
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ (фортепиано)
Ансамбль старинной казачьей песни «ВОЛЬНИЦА»
19 сентября, 18:30, Филармония
Александр ГИНДИН (фортепиано)
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САМАРСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, дирижер – Михаил ЩЕРБАКОВ
24 сентября, 19:00, Театр драмы им. М.Горького
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А.С. ПУШКИНА «Рыцарь пламенеющего пестика»
Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль» (2019). Режиссер Д.Доннеллан.
25 сентября, 18:30, Филармония
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР им. П.И. ЧАЙКОВСКОГО, дирижер – Владимир ФЕДОСЕЕВ